8 Seconds of Glory

Arches National Park, Utah

Mount Evans, Colorado

White Sand Dunes, NM

Do Americans save? Part 1

пятница, 2 апреля 2010 г.





Мне часто задают вопрос: «Экономят ли американцы?» Отвечаю: "Безусловно, экономят, но как-то по-своему".

Принципиально отличающийся от нашего менталитет и другой образ жизни заставляют делать акценты на тех статьях расходов, на которых мы обычно не экономим, и наоборот, там, где мы латаем дырки семейного бюджета, у типичного американца это вызовет удивление с недоумением пополам.

Начнем с того, что экономить в Америке не стыдно. Это нормально. Причем, экономия здесь не является жизненной необходимостью бедных. Если бы это было так, то в Америке не процветали бы магазины дешевых товаров типа «Family Dollar». Сеть этих магазинов неустанно растет. Американский потребитель любит низкие цены, что удивительно, не зависимо от социального статуса.

Пользуются оправданной популярностью оптовые магазины - склады типа «Costco» и «Sam’s club», где членство на год стоит 45-50 долларов. Цены обычно ниже розничных процентов на 30-40. Там можно купить продукты, бытовую технику, электронику, одежду. Конечно, если мне надо купить хороший фотоаппарат, то я предпочитаю купить его с специализированном магазине. Деловой костюм или часы я тоже навряд ли буду там покупать, а вот продукты и ежедневные товары там можно взять по минимальной цене.


Очень любят американцы слово SALE (распродажа). Мало кто может пройти недрогнувшим шагом мимо вывески с этим магическим словом. Причем, это не просто ловушка, а действительно значительные скидки. Иногда они достигают 80 %. Просто надо оказаться в нужном месте в нужное время. Мы однажды умудрились купить мужу кросовки за 50 центов и джинсы «Wrangler» за три доллара 12 центов!

Как показал американский опыт, не стоит обходить дорогие магазины стороной. В них цены на товары, безусловно, выше, но качество приобретаемых товаров того стоит. А, во-вторых, такие магазины, как правило, более щедры на скидки. Я не большой любитель бродить по магазинам, можно сказать, что « антишопоголик» - не люблю время тратить попусту. Но пару раз в год беру себя в руки, настраиваюсь и отправляюсь на охоту за сделками. Не редко возвращаюсь с трофеями. Короче, охотник - любитель местного масштаба. Несколько раз даже брала своих американских друзей на бесплатный треннинг. Они были в восторге!


О скромном купоне замолвите слово...



Купоны и скидки могут значительно снизить цену на товар. А если проявить математическую смекалку, то можно купить практически бесплатно. Если использовать купоны производителей и скидки одновременно. Конечно, телевизор или компьютер взять бесплатно не получится, а вот шампунь, зубную пасту, стиральный порошок или мороженное – вполне реально.

В магазинах знают о всенародной любви к купонам и скидкам и всячески поддерживают ее. Их расчет таков: купив один товар со скидкой, покупатель возьмет еще пять по розничной цене. И они правы. Чаще всего так и случается. Для того, чтобы успокоить и подбодрить рачительного покупателя, на чеке обычно печатают приятное для глаз любой хозяйки: «Сегодня вы сэкономили 36% от стоимости покупки». Если большую часть продуктов вы берете во время распродаж и умеете пользоваться купонами, то экономия может составить до 60%.

Как-то я взяла одну женщину с собой в магазин, чтобы на практике показать ей, как пользоваться купонами производителей. Образно говоря, пройти курс молодого бойца на поле боя. Надо сказать, что соображала она медленно, навыками устного счета тоже не могла похвастать, но, в конце концов, до нее дошло главное: можно значительно сэкономить на еженедельных покупках в продуктовых магазинах. «Это же охота, а не шоппинг!» – подытожила она наш поход в супермаркет. Охота, не охота, а гимнастика для ума неплохая. Только не надо на этом зацикливаться. Во всем нужна мера. Если в соседнем штате майонез на доллар дешевле, я туда ехать не собираюсь. И вам не советую!

Купоны – это любимая статья экономии американцев. Это - пламенная страсть не только шопоголиков, но и большей части потребителей. Неказистый кусок бумажки, вырезанный из местой газеты или из глянцевого журнала, как оказалось, является двигателем американской торговли. С любовью вырезанный купончик не дает спокойно спать его обладателю, если сделка уж очень хороша.

Для одних купоны являются острой необходимостью, для других привычка, выработанная годами и перешедшая в своего рода зависимость, а для третьих просто удовольствие. Для нашей семьи это сочетание первого с последним. Доход не настолько высок, чтобы их игнорировать, а с другой стороны, я рассматриваю это, как зарядку для мозгов, не хочу терять навыки устного счета и повышать риск возникновения старческого слабоумия в светлом будущем.

Идея использования купонов была нововведением компании Кока-Кола, которая предложила бесплатно попробовать напиток, напечатав свое предложение на клочке бумаге в конце восмидесятых годов 19 века. Навряд ли, они могли тогда предположить, что с этого простенького кусочка бумаги начнется феномен американской торговли, названный позднее «купономанией».

Как говорит статистика, сегодня, 113 лет спустя, более 86 процентов американцев постоянно используют купоны. По данным за прошлый год в магазинах было использовано купонов на сумму, превышающую 2.6 миллиардов долларов! Как вы правильно понимаете, сила этой бумажки в Америке - велика!

Недавно были опубликованы результаты одного исследования, которые показали, что американская семья получает в среднем до трех тысяч купонов ежегодно. Для сравнения, канадцы получают всего около 220.

Если вы думаете, что только выжившие из ума старушки и домохозяйки из малообеспеченных семей пользуются купонами, то вы ошибаетесь. Даже молодежь вовлечена в этот процесс нисколько не меньше, чем люди среднего и старшего возраста. Они, конечно, чаще всего используют купоны для приобретения электроники, а не продуктов питания.


В нужное время в нужном месте...

Есть еще одна статья экономии, которая пользуется огромной популярностью в Америке. Есть особые дни, когда покупать вещи особенно выгодно. Один из них - так называемая «черная пятница» . Это первый день после праздника – Дня Благодарения. Магазины, как правило, открываются в тот день в 5 утра. К этому времени там уже скапливается толпа потенциальных покупателей. Каждый магазин имеет свои собственные заманчивые предложения. Например, в прошлом году магазин «Best Buy» предлагал первым ста покупателям ваучер на покупку laptop компьютера за 300 долларов. Семьи, где есть дети – старшеклассники или студенты вузов с радостью откликнулись на это предложение.

В рекламном приложении к местной газете писалось, что на каждый магазин будет выделено определенное количество купонов на покупку компьютера со значительной скидкой. Желающие воспользоваться этим предложением, занимали очередь у входа в магазин еще с полуночи. Были даже случаи, когда потенциальные покупатели ночевали в палатках. Мы ни разу не соблазнились на эти грандиозные скидки, но я знаю, что это очень популярно у определенной категории покупателей.

К таким же «особо благоприятным для покупок» дням можно отнести дни, когда магазины проводят полугодовую или годовую инвентаризацию или , что еще лучше, ликвидацию. Им нужно срочно избавиться от остатка товаров, а покупателям строго желательно там оказаться и «протянуть руку помощи» стадающим от изобилия предприятиям розничной торговли. Как любят говорить американцы: «It is a win-win situation», что в вольном переводе на великий и могучий означает: «выигрывают все!»




Несколько раз я мне приходилось "выигрывать". Например, я удачно зашла в обувной магазин, когда они проводили очередную инвентаризацию. Признаюсь, в тот день в кармане у меня было немного, всего 10 долларов, но, как оказалось, и они смогли меня сделать счастливой. Вот эти итальянские туфельки "Franco Sarto" достались мне за 5 долларов и 36 центов. Ах, где же такие цены были, когда мне было 17 лет?!



Даренному коню в зубы смотрят!

Сдавать подарки в магазин – не стыдно. Это нормальное явление для американцев. Сразу после Рождества в магазинах, к отделам возврата выстраивается длинная очередь. Люди стоят с битком набитыми тележками. Помню, первый год я недоумевала: что за странное шествие? Я теперь я знаю, они сложили в тележку все свои ненужные подарки и будут их сдавать.

Очень неожиданная для нас статья экономии. Верно? Навряд ли, я бы об этом узнала, если бы моя американская подруга не принесла мне в подарок тостер, в который она предусмотрительно вложила чек. Я поблагодарила ее, и стала вытаскивать подарок их коробки. Когда выпал чек, я, видимо, не сумела скрыть своего удивления. Она мне объяснила, что я могу сдать любую подаренную вещь в магазин в любое время и получить за неё деньги. Судя по тому, сколько людей в начале января скапливается у отдела возврата, можно сделать вывод: в Америке даренному коню в зубы смотрят!

Мы как-то еще не перестроились - ни одного подарка в магазин обратно не отнесли, но уже почти привыкли к мысли, что это не опасно. Думаю, если кому-то придет в голову подарить мне на день рождения сливной бочок в виде аквариума, то я недрогнувшей рукой загружу его в багажник нашей Тойоты , и, как вполне адаптировавшаяся к реальной жизни американка, отправлюсь в магазин менять шило на мыло.


Это только часть того, что я думаю по поводу экономии в американской жизни. На сегодня я заканчиваю. Пойду тесто на куличи ставить. Пасха надвигается со стремительной скоростью, а у меня нулевая подготовка. Надо как-то исправляться. А то дети итак возмущаются: " Совсем мама от дел домашних отошла. Ушла в виртуальную секту - блоггинг называется.

Поэтому удаляюсь на некоторое время, а как вернусь, так продолжу тему. В следующих постах планирую написать о том, где бывает бесплатный сыр, кроме мышеловок, естественно. Так что читайте скоро: " Маскарад по неволе", "Если денег нет, но очень хочется", и "Где бывает бесплатный сыр".

До встречи в виртуальном эфире! Я пошла тесто месить, а вы подумайте, какие темы вам могли бы быть интересны. Договорились? А то стучу тут по клавиатуре, как дятел, а в ответ - тишина. Никак не могу понять: то ли интернет у вас так плохо работает, то ли вы так хорошо праздники отмечаете?




10 comments:

Анонимный комментирует...

Замечательные посты! Пишите обязательно - буду ждать с нетерпением :).
Хотелось бы больше узнать о самих американцах. Жизнь по работе сталкивала с несколькими - впечатление совершенно удивительное, прямо-таки большие дети. Правда, женщины удивили откровенной неопрятностью и запущенностью какой-то...

10 апреля 2010 г. в 08:19
Irina Valentino комментирует...

Спасибо за комментарий! Напишу продолжение этой темы обязательно, а потом еще планирую написать о том, чем американцы отличаются от нас. Я бы сказала так, об особенностях их "национального характера".

Следите за блогом, пока я ОЧЕНЬ занята, поэтому не получается каждый день загружать новые посты. Но материалов много, а если госпожа Муза будет посещать, то еще что-нибудь создам.

Просто сейчас сложный период - две работы с полной загрузкой, поэтому, когда я добираюсь до компьютера, то могу различать только картинки и очень крупный шрифт.

Пишите, какие темы вам интересны. У меня есть заготовки к статьям о том, как одеваются и как питаются американцы. Это вам интересно?

Короче, нужна обратная связь и читателями. Чем больше комментариев вы пишите, тем яснее я представляю, что же вам интересно. Поэтому не стесняйтесь и не ленитесь написать вашу реакцию на пост. Договорились?

11 апреля 2010 г. в 08:43
Ginger комментирует...

Спасибо Вам за развёрнутый ответ! Да, было бы очень интересно - и про одежду, и про еду, сравнила бы с собственными впечатлениями заодно.
А мой любимый пост как раз про гастрономические потрясения - прямо не верится, что сельдь наша под шубой оказалась непризнанной и непонятой :(.
Если не трудно - поподробнее про meat loaf, действительно ди это культовое блюдо. А ещё - иногда кажется, что большинство американцев не питаются дома вообще, а если питаются, то размороженными в СВЧ готовыми обедами. Правда ли это?
И из психологии - перманентный "keep smiling" это действительно нормально в штатах? У нас это, согласитесь, выглядит несколько неестественно.
Читают ли они? Что?
Интересно всё! :)

12 апреля 2010 г. в 06:39
Irina Valentino комментирует...

Отвечаю на ваши вопросы:

1."Если не трудно - поподробнее про meat loaf, действительно ди это культовое блюдо" - я бы так не сказала. Они на удивление НЕпритязательны в еде. Культа из нее не делают. Относятся к потреблению пищи чисто прагматически: чтобы машина двигалась, нужно залить бак бензином, а чтобы человек двигался - нужно "загрузить" в желудок определенное количество калорий.

2." А ещё - иногда кажется, что большинство американцев не питаются дома вообще, а если питаются, то размороженными в СВЧ готовыми обедами. Правда ли это?" - дома питаются, но не все, и не всегда. Сейчас в связи с кризисом стали чаще готовить и ужинать дома. Но все же редкая женщина будет три раза в день готовить по три блюда, хотя с готовностью записывают рецепты и покупают поваренные книги.

3."И из психологии - перманентный "keep smiling" это действительно нормально в штатах? У нас это, согласитесь, выглядит несколько неестественно" - Улыбаются все поголовно. Это у них на уровне рефлекса. Похоже, у них ген такой - хронической улыбчивости, и они не собираются с ним расставаться.

Я напишу об этом отдельный пост - тема эта интересная, и двумя предложениями здесь не отделаться.

4."Читают ли они? Что?" - Допускаю, что вы не поверите, но читают, и очень много! Особенно люди среднего и старшего возраста. Библиотеки - великолепные!

Кстати, о библиотеках напишу тоже отдельно. Очень трепетно относятся к книгам. Я сначала удивлялась: как - то это не совпадало с нашими стереотипами об американцах, правда?

5."Интересно всё!" - поняла, буду петь обо всем, как акын! А вы заглядывайте, и подпевайте!

13 апреля 2010 г. в 19:06
Татьяна комментирует...

Спасибо Ирина за ваши интересные посты.Из них я поняла, что американцы очень похожи на новозеландцев.Они так же не делают культа не из одежды, не из еды. И мне очень нравится их перманентный
"keep smiling". Я считаю,это намного приятнее видеть, чем хмурые и неприветливые лица россиян. Прожив 7 лет в Новой Зеландии я поняла, что мне теперь жить в России уже никогда не захочется.

10 мая 2010 г. в 00:31
Irina Valentino комментирует...

Таня, добро пожаловать на блог, и спасибо за комментарий.
Да, смотреть на веселые, озаренные улыбками лица, гораздо приятней!

А насчет того, что вернуться назад уже не получится... Да, страна проживания меняет людей. Возникает "точка невозвращения", после которой очень многое в бывшей когда-то родной стране кажется странным и непонятным...

10 мая 2010 г. в 06:56
Татьяна комментирует...

Совершенно все не так, как у нас. Насколько мы здесь в России закомплексованы. Нам "неудобно" экономить. И как-то так сложилось, что мы любим похвастаться перед знакомыми-друзьями, что потратили огромную сумму денег, к примеру, на телевизор. А вот сказать, что сэкономили, потому что взяли на распродаже, как-то не принято. Забавно. :)

23 мая 2010 г. в 09:59
Irina Valentino комментирует...

Татьяна, совершенно верно, мы как-то по-разному относимся к экономии.

Как ни странно, в Америке модно быть экономным, особенно сейчас, во времена глобального кризиса. На работе все делятся своими "секретами", как они удачно сэкономили на очередной покупке, ремонте машины или авиабилетах. Обмениваются советами, секретами и купонами.

Знаете, что меня до сих пор поражает в Америке? Люди экономят НЕ зависимо от социального положения и содержимого кошелька.
Кроме того, с пониманием относятся к тем, кто вынужден экономить на всем. В супермаркетах я нередко видела аккуратно вырезанные купоны, предусмотренно оставленные на полках, рядом с товаром, для тех, кто в них нуждается.

К примеру, вам нужно купить масло. Вы подходите к соответствующей полке и начинаете выбирать, берете нужную вам пачку, а под ней лежит купон:"1 доллар скидка" на покупку именно этого сорта масла. Я сама так несколько раз оставляла купоны для других. А почему нет?

24 мая 2010 г. в 16:22
VolNa: комментирует...

"Я сама так несколько раз оставляла купоны для других. А почему нет?" - потрясающе! Человеческое благородство, во всех его проявлениях, меня бесконечно трогает!
Тема для меня тоже довольно актуальная, к сожалению :))... Мне просто исключительно полезно читать подобные обсуждения, чтобы как-то скорректировать свои потребительские приоритеты. Дело в том, что я совершенно не могу экономить на мелочах, на еде, на ежедневных тратах! Это вводит меня в глухую депрессию, крайне плохо отражается на моём психологическом состоянии. Уж лучше какую-то крупную покупку не сделать, чем каждый день копейки считать! Вовсе не горжусь этим, но ничего с собой поделать не могу. Видимо, слово "ментальность" - не пустой звук. А может, и не надо нам во всём копировать европейцев и американцев?

19 июня 2010 г. в 21:21
Irina Valentino комментирует...

VolNa, во всем копировать, я думаю, не стоит. НО! Есть такие такие черты их ментальности, которые не помешало бы нам иметь.


Я напишу пост на эту тему: "Чему мы могли бы поучиться у американцев?"

Напишите, какие темы вас интересуют!

До встречи в виртуальном пространстве!

20 июня 2010 г. в 22:21

Отправить комментарий

 

2009 ·Wild West Charm by TNB